В середине февраля глава МИД Таджикистана
Сироджиддин Мухриддин сообщил, что страна начала работу по возвращению своих
граждан из Сирии и Ирака. За последние годы туда выехали почти две тысячи
человек. Однако ситуация по стране неравномерная: в некоторых районах к рядам
экстремистов примыкают большое число людей, а в некоторых – нет ни одного
выехавшего.
В городе Исфаре на севере Таджикистана насчитывается
12 джамоатов: Ворух, Кулканд, Лаккон, Навгилем, Нефтобод, Нурафшон, Сурх,
Хонаобод, Чилгази, Чоркух, Шахрак и Шураб. Большинство местных жителей –
религиозные люди.
Осенью прошлого года Мансурджон Умаров, замглавы
ГКНБ Таджикистана сообщил в парламенте, что за последние годы 1899
таджикистанцев выехали на войну в Ирак и Сирию. В том числе 111 жителей Исфары.
По данным Суруриддина Зиёваддинзода, главы аппарата
Хукумата города Исфара, 70% исфаринцев, примкнувших к боевикам ИГ
(террористическая и экстремистская организация, запрещенная в РТ — прим. авт.),
являются жителями сельского джамоата Шахрак, а 30% – жители Навгилема и
Нефтеобода.
Причинами такой статистики некоторые называют
недостаток как религиозного, так и светского образования. По словам Нодиры
Авезовой, одной из руководителей джамоата
поселка Чоркух, экстремистами
становятся те, кто не знают ислам и шариат:
– Они [выехавшие в Ирак и Сирию] даже книги и намаз
прочитать не могут, поэтому попали под влияние других людей. Большинство из них
говорит, что совершили эти поступки из-за непонимания. Было даже время, когда
женщины вообще не показывались на улице, только мы 4-5 женщин выходили на
работу. Сейчас такое поведение редкость. Те, кто стал экстремистом, не могут
ответить на простой вопрос об исламе.
В джамоате Чоркух функционируют три больших и 22
пятидневных мечети. По словам имамхатиба Орифджона Хабибуллоева, во время
пятничной молитвы там собираются около 6 тысяч верующих:
– По пятницам, мы разговариваем о патриотизме,
значении и признаках веры, и профилактике присоединения к экстремистам. В
пятидневных мечетях во время каждого намаза (молитвы) мы рассказываем хадисы,
проводим проповеди. Мы объясняем верующим, что ислам – это чистая религия.
По мнению жителей этого села причинами экстремизма
также являются бедность и неблагополучная жизнь семей. Большинство примкнувших
к террористическим группам, сделали это в надежде на получение материальных
средств, которые им пообещали. Они говорят, что в результате этих проблем
человек теряет веру и дух, другие же используют его состояние, дают ему деньги и
обманом завлекают к себе: «К счастью, я уверенно могу сказать, что из джамоата
Сурх никто не выехал на войну в Ирак и Сирию. Тем не менее, мы не сидим сложа
руки и проводим профилактические работы по предотвращению присоединения молодых
людей к экстремистам», - сказала Муаззам Назирова, глава комитета по делам
женщин сельского джамоата Сурх Согдийской области.
Как
эксперты говорят, у террористов нет национальности и родины. Радикалы во все
времена были и сейчас есть. И каждое государство предотвращает эту проблему
своими законами и правилами.
Например, в Кыргызстане, чтобы предотвращать или снижать
экстремизм и терроризм, для своих жителей в селе они создают рабочие места. Об
этом мы узнали, приняв участие в медиатуре в Ошскую область, который был организован
проектом «Содействие стабильности и миру в Центральной Азии», реализуемым
Internews при финансовой поддержке Европейского Союза, в сотрудничестве с
Прогрессивным общественным объединением женщин «Мутакалим» для журналистов из
Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана для освещения инициатив и
роли женщин в предупреждении радикализма и экстремизма.
Когда
мы посетили два села в Ошской области Кыргызстана, мы увидели, что трудолюбивые
женщины этих сел работают, занимаясь пошивом национальной одежды.
Сегодня в цехе шьют от 18-летней девочки до
76-летней бабушки, и зарабатывают на жизнь честным трудом. Здесь шьют постельное
белье, женскую одежду, принимают заказы у односельчан, продают продукцию на
местном рынке и даже предоставляют бесплатную помощь малообеспеченным семьям – своим
односельчанам.
Тажыкан Матанова, руководитель данного швейного цеха
– местная лидер женщин, очень добрая и трудолюбивая женщина.
ПРОДУКТ ЖЕНСКОЙ РАБОТЫ
По словам Тажыкан большинство женщин, работающие в этом цехе, раньше имели навыки шитья: «Мы пригласили их к нам и дали работу. Теперь к нам приходят совсем молоденькие девушки и учатся здесь навыкам шитья, работают и зарабатывают. Мы даже принимаем заказы от тех, кто едет в Мекку, мы шьём мужские и женские рубашки на их вкус».
После этого наш Медиатур отправился в село Жаңы
Ноокат, где проживают более 30 тысяч населения и большинство из них узбеки. По
дороге нас встретила Насиба Шералиева и повела к себе домой. Здесь мы увидели,
как одну из комнат ее дома превратили в швейную мастерскую и около 10-15
девушек занимались декорированием свадебных платьев и шитьем различных видов
штор. Насиба сказала нам в интервью, что у них много клиентов и заказывают много
различных вещей, особенно много заказов на приданое для невест: «В этом цехе
девушки также обучаются швейному делу, получая профессию швеи. Когда у нас была
проблема отсутствия работы в селе, я обратилась за помощью в «Мутакалим». Мы сказали,
что у нас есть здание и мы умеем шить, нам нужно только оборудование (швейные
машинки)».
Как сказала руководитель женской мусульманской
организации «Мутакалим» Жамал Фронтбек кызы, в этом селе нигде нет рабочих мест
и для них сидеть дома – это плохо, и они живут далеко от центра, поэтому
создали для себя в селе рабочие места: «Они зарабатывают в своих селах и это
большой доход для семьи. Пусть девочки шьют. Они создали группу в вотсапе и
общаются друг с другом, направляют на правильный путь».
Как сказала Жамал Фронтбек қызы, у них было 36 проектов, 6 из которых были для журналистов, а остальные – социальные проекты ПРООН. И 20-лет назад даже никто не верил, что они станут такими успешными. Сегодня у этой организация более 29 тысяч женщин – членов по всему Кыргызстану.
Также в Ноокате мы посетили женское медресе имени
Атаназара Кары. В этом медресе учатся 166 девочек, получают уроки по шариату,
истории Кыргызстана, компьютерной грамотности, английскому и русскому языкам, пекут
торты, шьют и даже их обучают делать уколы, то есть медицине. Девочки изучают
все это и применяют в своей жизни.
По словам Жамал в Кыргызстане насчитывается 102
медресе, из которых 8 – женские медресе. Шарифахон Атаназарова, директор
медресе, сказала, что когда девочки чем-то заняты, то они не будут часто заходить
в интернет и тратить время на бесполезные занятия.
Её слова также подтверждает эксперт по вопросам
предотвращения конфликтов Икбалжан Мирсайитов: «Привлечение женщин и девушек к
шитью – это один из способов мягкой силы дерадикализации. Потому что, когда
девочка занята, она не будет бесполезно сидеть в интернете или социальных сетях
и болтать с кем-нибудь и подвергаться вербовке. Когда у нее есть работа, здесь
они видят интерес и своё будущее».
Как сказал Икбалжан, у девочек только среднее
образование, а из-за того, что в селе нет работы, мужчины уезжают на заработки:
«Мужчин мы учим строительному делу, после этого они могут найти нормальную
работу в России. У кого-то есть помещение, но нуждались в оборудовании, или наоборот.
Больше всего мы работаем на развитие стартапа женщин. Цель проекта – помощь в самоопределении,
чтобы девочка или женщина не теряла свой интерес к жизни, к будущему. Когда
есть работа – у неё появляется интерес к жизни, какая-то цель в будущем.
Если
вы заметили, в цехах работают женщины разных поколений, и это хорошо. Теперь они
используют интернет для моды и бизнеса, т.к. могут искать и находить хорошие
идеи и получать знания, чтобы развиваться дальше. Ведь сейчас есть возможность
использовать инстаграм и телеграм для рекламы и продажи своих работ и продукций,
чтобы привлекать клиентов и продвигать свой бизнес».
Можно сказать, что нынче невесты здесь завидные, что
из других районов приходят в это село, чтобы выбирать себе невестку.
Мижгона Халимова, специально для Internews в
Кыргызстане.
Комментариев нет:
Отправить комментарий