среда, 2 октября 2019 г.

Борьба с экстремизмом в Таджикистане и Кыргызстане



В середине февраля глава МИД Таджикистана Сироджиддин Мухриддин сообщил, что страна начала работу по возвращению своих граждан из Сирии и Ирака. За последние годы туда выехали почти две тысячи человек. Однако ситуация по стране неравномерная: в некоторых районах к рядам экстремистов примыкают большое число людей, а в некоторых – нет ни одного выехавшего.

В городе Исфаре на севере Таджикистана насчитывается 12 джамоатов: Ворух, Кулканд, Лаккон, Навгилем, Нефтобод, Нурафшон, Сурх, Хонаобод, Чилгази, Чоркух, Шахрак и Шураб. Большинство местных жителей – религиозные люди.
Осенью прошлого года Мансурджон Умаров, замглавы ГКНБ Таджикистана сообщил в парламенте, что за последние годы 1899 таджикистанцев выехали на войну в Ирак и Сирию. В том числе 111 жителей Исфары.

По данным Суруриддина Зиёваддинзода, главы аппарата Хукумата города Исфара, 70% исфаринцев, примкнувших к боевикам ИГ (террористическая и экстремистская организация, запрещенная в РТ — прим. авт.), являются жителями сельского джамоата Шахрак, а 30% – жители Навгилема и Нефтеобода.

Причинами такой статистики некоторые называют недостаток как религиозного, так и светского образования. По словам Нодиры Авезовой, одной из руководителей джамоата
поселка Чоркух, экстремистами становятся те, кто не знают ислам и шариат:

– Они [выехавшие в Ирак и Сирию] даже книги и намаз прочитать не могут, поэтому попали под влияние других людей. Большинство из них говорит, что совершили эти поступки из-за непонимания. Было даже время, когда женщины вообще не показывались на улице, только мы 4-5 женщин выходили на работу. Сейчас такое поведение редкость. Те, кто стал экстремистом, не могут ответить на простой вопрос об исламе.

В джамоате Чоркух функционируют три больших и 22 пятидневных мечети. По словам имамхатиба Орифджона Хабибуллоева, во время пятничной молитвы там собираются около 6 тысяч верующих:

– По пятницам, мы разговариваем о патриотизме, значении и признаках веры, и профилактике присоединения к экстремистам. В пятидневных мечетях во время каждого намаза (молитвы) мы рассказываем хадисы, проводим проповеди. Мы объясняем верующим, что ислам – это чистая религия.

По мнению жителей этого села причинами экстремизма также являются бедность и неблагополучная жизнь семей. Большинство примкнувших к террористическим группам, сделали это в надежде на получение материальных средств, которые им пообещали. Они говорят, что в результате этих проблем человек теряет веру и дух, другие же используют его состояние, дают ему деньги и обманом завлекают к себе: «К счастью, я уверенно могу сказать, что из джамоата Сурх никто не выехал на войну в Ирак и Сирию. Тем не менее, мы не сидим сложа руки и проводим профилактические работы по предотвращению присоединения молодых людей к экстремистам», - сказала Муаззам Назирова, глава комитета по делам женщин сельского джамоата Сурх Согдийской области.

Как эксперты говорят, у террористов нет национальности и родины. Радикалы во все времена были и сейчас есть. И каждое государство предотвращает эту проблему своими законами и правилами.

Например, в Кыргызстане, чтобы предотвращать или снижать экстремизм и терроризм, для своих жителей в селе они создают рабочие места. Об этом мы узнали, приняв участие в медиатуре в Ошскую область, который был организован проектом «Содействие стабильности и миру в Центральной Азии», реализуемым Internews при финансовой поддержке Европейского Союза, в сотрудничестве с Прогрессивным общественным объединением женщин «Мутакалим» для журналистов из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана для освещения инициатив и роли женщин в предупреждении радикализма и экстремизма.

Когда мы посетили два села в Ошской области Кыргызстана, мы увидели, что трудолюбивые женщины этих сел работают, занимаясь пошивом национальной одежды.

Наша первая поездка началась с посещения швейного цеха «Акбелек» в сельской управе имени Зулпуева в Ноокатском районе Ошской области. В этом селе проживают 23 тысячи населения. Данный цех был организован в заброшенном здании, которое в сентябре 2018 года было отремонтировано при поддержке местных властей. Кроме этого, руководство управы уже год бесплатно обеспечивает электричеством данный цех. Женщины купили несколько швейных машин на средства, полученные от «Мутакалим» по программе ПРООН. 

Сегодня в цехе шьют от 18-летней девочки до 76-летней бабушки, и зарабатывают на жизнь честным трудом. Здесь шьют постельное белье, женскую одежду, принимают заказы у односельчан, продают продукцию на местном рынке и даже предоставляют бесплатную помощь малообеспеченным семьям – своим односельчанам.

Тажыкан Матанова, руководитель данного швейного цеха – местная лидер женщин, очень добрая и трудолюбивая женщина.

ПРОДУКТ ЖЕНСКОЙ РАБОТЫ


 По словам Тажыкан большинство женщин, работающие в этом цехе, раньше имели навыки шитья: «Мы пригласили их к нам и дали работу. Теперь к нам приходят совсем молоденькие девушки и учатся здесь навыкам шитья, работают и зарабатывают. Мы даже принимаем заказы от тех, кто едет в Мекку, мы шьём мужские и женские рубашки на их вкус».

После этого наш Медиатур отправился в село Жаңы Ноокат, где проживают более 30 тысяч населения и большинство из них узбеки. По дороге нас встретила Насиба Шералиева и повела к себе домой. Здесь мы увидели, как одну из комнат ее дома превратили в швейную мастерскую и около 10-15 девушек занимались декорированием свадебных платьев и шитьем различных видов штор. Насиба сказала нам в интервью, что у них много клиентов и заказывают много различных вещей, особенно много заказов на приданое для невест: «В этом цехе девушки также обучаются швейному делу, получая профессию швеи. Когда у нас была проблема отсутствия работы в селе, я обратилась за помощью в «Мутакалим». Мы сказали, что у нас есть здание и мы умеем шить, нам нужно только оборудование (швейные машинки)».




Как сказала руководитель женской мусульманской организации «Мутакалим» Жамал Фронтбек кызы, в этом селе нигде нет рабочих мест и для них сидеть дома – это плохо, и они живут далеко от центра, поэтому создали для себя в селе рабочие места: «Они зарабатывают в своих селах и это большой доход для семьи. Пусть девочки шьют. Они создали группу в вотсапе и общаются друг с другом, направляют на правильный путь».


Как сказала Жамал Фронтбек қызы, у них было 36 проектов, 6 из которых были для журналистов, а остальные – социальные проекты ПРООН. И 20-лет назад даже никто не верил, что они станут такими успешными. Сегодня у этой организация более 29 тысяч женщин – членов по всему Кыргызстану.

Также в Ноокате мы посетили женское медресе имени Атаназара Кары. В этом медресе учатся 166 девочек, получают уроки по шариату, истории Кыргызстана, компьютерной грамотности, английскому и русскому языкам, пекут торты, шьют и даже их обучают делать уколы, то есть медицине. Девочки изучают все это и применяют в своей жизни.

По словам Жамал в Кыргызстане насчитывается 102 медресе, из которых 8 – женские медресе. Шарифахон Атаназарова, директор медресе, сказала, что когда девочки чем-то заняты, то они не будут часто заходить в интернет и тратить время на бесполезные занятия.

Её слова также подтверждает эксперт по вопросам предотвращения конфликтов Икбалжан Мирсайитов: «Привлечение женщин и девушек к шитью – это один из способов мягкой силы дерадикализации. Потому что, когда девочка занята, она не будет бесполезно сидеть в интернете или социальных сетях и болтать с кем-нибудь и подвергаться вербовке. Когда у нее есть работа, здесь они видят интерес и своё будущее».

Как сказал Икбалжан, у девочек только среднее образование, а из-за того, что в селе нет работы, мужчины уезжают на заработки: «Мужчин мы учим строительному делу, после этого они могут найти нормальную работу в России. У кого-то есть помещение, но нуждались в оборудовании, или наоборот. Больше всего мы работаем на развитие стартапа женщин. Цель проекта – помощь в самоопределении, чтобы девочка или женщина не теряла свой интерес к жизни, к будущему. Когда есть работа – у неё появляется интерес к жизни, какая-то цель в будущем. 

Если вы заметили, в цехах работают женщины разных поколений, и это хорошо. Теперь они используют интернет для моды и бизнеса, т.к. могут искать и находить хорошие идеи и получать знания, чтобы развиваться дальше. Ведь сейчас есть возможность использовать инстаграм и телеграм для рекламы и продажи своих работ и продукций, чтобы привлекать клиентов и продвигать свой бизнес». 

Можно сказать, что нынче невесты здесь завидные, что из других районов приходят в это село, чтобы выбирать себе невестку.

Мижгона Халимова, специально для Internews в Кыргызстане.






Комментариев нет:

Отправить комментарий

Бемории сил ва кӯдакон

  Акс аз интернет Малика ва Комил замоне бо ҳам бозӣ мекунанд, яке нақши табиб ва дигаре нақши беморро бозӣ мекунанд. Ин ду тифли хурдсол ми...